Headerlabel5.fw
Мы любим небо
Авиалог - сайт про малую авиацию. Для тех, кто влюблен в небо.
Для тех, кто летает и хочет летать.
Создан пилотами для пилотов и тех, кто хочет ими стать.
Узнайте, как пользоваться сайтом
Самый полный справочник аэродромов авиации общего назначения (АОН)
и аэроклубов.Найдите ближайший к вам аэроклуб, узнайте подробности об
интересующем вас самолете.Если вашего аэроклуба нет в списке,
добавьте его, укажите услуги клуба и парк воздушных судов.
Узнайте про то, как купить или продать самолет
Посмотрите, почём и какие продают самолеты и вертолеты. Бесплатно подайте
объявление на тему продажи самолетов, вертолетов, запчастей, услуг и работы.
Все объекты на сайте связаны друг с другом, поэтому объявление о продаже
самолета известной модели будут показываться и в справочнике на странице этой
модели.
Узнайте, куда лететь или ехать
Самый полный каталог событий на авиационную тематику. Планируйте своё
время и свои полёты. Добавляйте известные вам события и делитесь
информацией с другими любителями авиации.
Узнайте, как просто добавить объявление, аэроклуб или новое событие
Чтобы полноценно пользоваться сайтом, пройдите простую регистрацию.
Вы можете использовать ваш аккаунт из социальной сети. Вы сможете настроить,
какие данные о вас показывать другим пользователям сайта.
Ну вот и всё! Закрыть это окно
Особенности посадки с хвостовым колесом

Особенности посадки с хвостовым колесом

«С хвостовым колесом нельзя расслабляться», - объясняет инструктор тренировочной программы 5G Aviation Рон Рэпп, работающий в аэропорту Джона Уэйна, в Орандж Каунти, Калифорния. Самоуверенные пилоты, заходящие на посадку под неверным углом или не с той скоростью на самолете с носовым колесом, могут поплатиться «козлением» или заносом, но в большинстве случаев к серьезным авариям это не приводит. С «традиционным шасси» совсем другая история – здесь нужен развитый навык работы штурвалом и педалями, чтобы «посадить самолет целиком», по словам Рэппа.

Демонстрируя свою точку зрения на практике, Рэпп показывает своим студентам несколько медленных кругов на земле, на Super Decathlon, чтобы аудитория поняла, как угол поворота увеличивается, сжимаясь в петлю, педали теряют эффективность, и ситуация становится опасной для самолета. В левонаправленной низкоскоростной петле на земле нажатая до упора правая педаль – даже с тормозом – не дает абсолютно никакого эффекта. Если бы Decathlon двигался быстрее, «крыло бы качнулось и зацепило землю», объясняет Рэпп, «и у вас на руках оказался бы здоровенный счет за ремонт».

Продолжаем исследование. Воздушные суда с хвостовым шасси естественным образом нестабильны на земле, потому что центр тяжести расположен за главным шасси – основной точкой опоры. Пробовали когда-нибудь толкать трехколесный велосипед задом наперед? Самый плавный поворот приводит к тому, что рама резко сворачивает влево или вправо – или вовсе разворачивается. Так же себя ведет и самолет с «традиционным шасси» во время движения вперед.

«Важный момент в управлении таким самолетом – удерживать нос в точности на том направлении, куда двигается сам аэроплан», объясняет Рэпп. «Каждый раз, когда между этими двумя векторами появляется расхождение, вы тут же замечаете тенденцию к уходу в петлю». Ключ к верному управлению заносом в том, чтобы прекратить этот занос, прежде чем возвращать самолет в нужное положение. Удержишь педаль слишком долго – окажешься в петле.

Чтобы помочь пилотам научиться координировать ручку газа, педали и тормоза – и понять, как именно поворот сужается в петлю – Рэпп использует тренировки на земле, когда его студенты выписывают на рулежке зигзаги и восьмерки. Два основных момента – держать штурвал «на себя», чтобы у хвостового колеса было лучшее сцепление с землей, и учитывать ветер. Рефлексы умирают тяжело, поэтому все время держать в голове «ручку на себя» зачастую тяжело для пилотов, привыкших отпускать штурвал в нейтральное положение, как только заканчивается этап аэродинамического торможения – ведь так обычно и поступают при посадке на самолете с носовым шасси.

 

Трехточечные посадки

Техника посадки на ВС с хвостовым колесом похожа на методики, применяемые на других самолетах: «Помните, ключ в том, чтобы стабильно держаться на небольшой высоте, как и на аэроплане с носовым шасси», консультирует студентов инструктор, налетавший около 6300 часов на самых разных машинах – от Super Decathlon до Gulfstream IV. «Держите самолет над землей, пока не дойдете до высоты трехточечной посадки, а после касания начинайте активно работать педалями. И не забывайте, когда самолет коснулся земли, штурвал отдавать вперед нельзя!»

Особенности посадки с хвостовым колесом

Для тренировки посадок на три точки, Рэпп предложил попробовать касаться полосы сначала хвостовым колесом, помогая пилотам привыкнуть к ощущениям. Если садиться на передние колеса, аэроплан может подпрыгнуть. «Если хвостовое шасси не на земле, то, поднимая нос, можно снова поднять самолет в воздух, так как угол атаки увеличится и создаст достаточную подъемную силу» - выдержка из методички по управлению самолетом.

С посадками на основное шасси несколько другая ситуация.

«Посадки на передние шасси требуют ловкости», говорит Рэпп. Движение штурвалом вперед при посадке может закончиться сильным ударом или неконтролируемыми вибрациями. Пилоты должны дождаться касания шасси, прежде чем отдавать штурвал «от себя», а затем терпеливо дождаться, пока самолет сбросит скорость и опустит хвост.

После посадки сложность заключается в том, чтобы сохранить контроль над катящимся аэропланом. Федеральные правила требуют от пилота сначала остановить самолет, а затем уже начинать наземное маневрирование, вне зависимости от времени суток, и на это есть причина: сложность в посадке на самолете с хвостовым колесом в том, чтобы остановить его без заносов.

 

Спустя несколько часов, – 5G Aviation обычно проводит шестичасовые тренировки – на протяжении которых студенты проводят множество маневров и десятки взлетов-посадок в разных условиях, большинство инструкторов дают обучаемым допуск к управлению ВС с хвостовым шасси. Далее остается лишь оттачивать свои навыки в ходе, собственно, свободных полетов. Помните, что самолет нужно держать носом по направлению движения, активно участвуйте в управлении до самого ангара и держите это третье колесо позади – где ему и место.

По материалам AOPA USA.

Комментарии (0)
Noavatar
Подпишитесь на новости проекта