Headerlabel6.fw
Мы любим небо
Авиалог - сайт про малую авиацию. Для тех, кто влюблен в небо.
Для тех, кто летает и хочет летать.
Создан пилотами для пилотов и тех, кто хочет ими стать.
Узнайте, как пользоваться сайтом
Самый полный справочник аэродромов авиации общего назначения (АОН)
и аэроклубов.Найдите ближайший к вам аэроклуб, узнайте подробности об
интересующем вас самолете.Если вашего аэроклуба нет в списке,
добавьте его, укажите услуги клуба и парк воздушных судов.
Узнайте про то, как купить или продать самолет
Посмотрите, почём и какие продают самолеты и вертолеты. Бесплатно подайте
объявление на тему продажи самолетов, вертолетов, запчастей, услуг и работы.
Все объекты на сайте связаны друг с другом, поэтому объявление о продаже
самолета известной модели будут показываться и в справочнике на странице этой
модели.
Узнайте, куда лететь или ехать
Самый полный каталог событий на авиационную тематику. Планируйте своё
время и свои полёты. Добавляйте известные вам события и делитесь
информацией с другими любителями авиации.
Узнайте, как просто добавить объявление, аэроклуб или новое событие
Чтобы полноценно пользоваться сайтом, пройдите простую регистрацию.
Вы можете использовать ваш аккаунт из социальной сети. Вы сможете настроить,
какие данные о вас показывать другим пользователям сайта.
Ну вот и всё! Закрыть это окно

Оценка погоды в малой авиации

В данной заметке автор попытался обобщить собственный опыт анализа погоды при подготовке к полётам в малой авиации. Заметка не претендует на охват всех возможностей, а также специально игнорирует погодные продукты, предназначенные для тех, кто летает высоко. Предполагается, что читатель является пилотом-любителем с необходимой базовой теоретической подготовкой по метеорологии.

Для коротких перелётов в центральной части России, в Европе и США для начала стоит посмотреть на фактическую погоду. Если же есть хоть какие-то намёки, что погода ухудшится, то следует особое внимание уделить прогнозам.

Фактическая погода

Использую следующие открытые источники. Во многих источниках можно посмотреть краткую историю, что дает представление о тенденции. В Яндекс.Погоде есть прогноз осадков на ближайшие 4 часа.

 

Прогнозы

Существует несколько популярных сайтов и приложений с прогнозами погоды, подходящих для малой авиации. Традиционно на них используется модель прогнозов GFS, однако некоторые сервисы стали использовать другие модели. Скажем, любимый мной Windy.com предлагает на выбор как американскую GFS, так и гораздо более точную европейскую модель ECMWF.

Итак, мы понимаем, что погода будет не идеальная, и хотим изучить прогнозы подробнее.

Вид сверху

Я начинаю изучение прогноза с https://www.windy.com, где двигаю снизу бегунок времени и вижу, как будет меняться погода в ближайшие часы и дни. Прежде всего, смотрю на слои (выбираем их справа):

Оценка погоды в малой авиации

  • Низкие облака – для общего понимания, в каких областях возможна плохая погода.
  • Нижняя граница облачности – будьте крайне осторожны с цветными областями, отличными от зеленых. Возможно попадание в условия не для ПВП.
  • Дождь/снег – в этих прогнозах дождь показывается из слоисто-дождевых облаков, а это значит, что даже в тёплую погоду возможен низкий нижний край облачности. В переходные периоды дождь опасен обледенением. Снег также опасен обледенением и низкой видимостью.

Другие полезные для авиаторов слои:

  • Ветер и порывы ветра – как для полёта по маршруту, так и для взлета-посадки. Можно выбрать высоту – возможно, более благоприятный для полёта ветер будет чуть выше, чем вы планировали.
  • Температура и точка росы – думаем об обледенении несущих поверхностей, карбюратора, а также о низкой видимости.
  • Индекс CAPE – является индикатором потенциальной энергии в атмосфере и может предсказывать формирование кучевой облачности и гроз.

 

Существуют и другие сайты с похожими картинками, но, насколько мне известно, все они используют более простую модель GFS.

Некоторые пилоты для первичной оценки используют MeteoEarth (веб, iOS).

Для iOS есть приложение Windy.com, но оно требует постоянного соединения с интернетом. В случае, если вам надо «скачать прогноз в дорогу», то для iOS рекомендую WeatherTrack. Я им пользуюсь в очень длинных перелётах, а также для обзора погоды на несколько дней вперёд. Аналогичной программой для Windows является zyGrib.

Если вы летаете в Америке, то 1) вам очень повезло и 2) не пожалейте денег на ForeFlight. Но, наверное, вы это уже и сами знаете.

Вид в разрезе – GRAMET

OGIMET

Испанский метеоролог Gillermo Ballester Valor сделал великолепный сервис, позволяющий наглядно увидеть погоду по маршруту в вертикальном разрезе - http://ogimet.com/gramet_aero.phtml.en

Это графическое представление погоды он назвал GRAMET. Сервис позволяет ввести маршрут, указывая аэродромы или коды метеорологических станций или координаты, время вылета и прилёта и высоту полёта. На выходе имеем данные о ветре, температуре, облачности, обледенении, скоростях.

Оценка погоды в малой авиации

Индексы метеостанций можно посмотреть в данном файле. Но в нём копаться неудобно, и редко он бывает под рукой. Я нашёл японское приложение для iOS: WMO Station Search. Оно хоть и на японском, но позволяет на карте найти нужную метеостанцию и узнать её код. Также удобно искать метеостанции на сайте http://www.australianweathernews.com/sitepages/data/StationMapGlobal.shtml

Альтернативный способ получения нужной картинки - воспользоваться сайтом fpln.ru. Проложите любой маршрут и кликните по красной линии пути между двумя точками пути. В появившемся окне увидите GRAMET для этого участка. Важно указывать реальное время вылета и скорость полёта, чтобы получить прогноз на нужный временной интервал. 

Стоило бы написать целую главу об особенности пользования Огиметом. Но в рамках данной заметки отмечу лишь:

  • Сервис знает мало российских аэродромов
  • Данные обновляются 4 раза в сутки, а европейской ночью на несколько часов сервис недоступен.
  • Сервис недооценивает облачность – если вам она критична, будьте готовы встретить её там, где на картинке её нет.

В остальном сервис поразительно точно предсказывает погоду.

До появления следующего сайта я регулярно пользовался Огиметом. На этом сайте можно ещё много чего интересного посмотреть по метео. Грасиас, Гийермо!

AutoRouter.aero/GRAMET

Разработчики сайта AutoRouter.aero взяли за идею испанский сервис и немного изменили алгоритмы прогноза, увеличив его точность, особенно в области влажности/облачности. Кроме того, этот сервис знает гораздо больше авиационных точек (не только основные аэродромы, но и многие NDB/VOR/WAYPOINTS – то, что обозначается двумя, тремя и пятью буквами). Это позволяет проще построить точный маршрут. Также мне показалось очень удобным то, что вместо времени полёта можно указать крейсерскую скорость, и уже из прогноза с учетом ветра узнать путевую скорость и время полёта. В сложных перелётах я больше всего доверяю этому сервису.

 

Точечные прогнозы

Бывает, что необходимо знать прогноз в конкретном месте. Например, если мы собираемся летать только в ограниченной области. В этом случае используем следующие инструменты:

METAR/TAF

С этими официальными авиационными терминами знакомы все пилоты. Данные я обычно беру из приложения AeroWeather Pro, при этом бывает полезно в настройках выбрать опцию “METAR hours back… 3/6/12 hours”, чтобы видеть предыдущие сводки и оценивать тенденцию.

Метеограммы

Это картинки, показывающие несколько параметров атмосферы во времени.

  • Метеограммы на Windy.com: кликаем в нужное место на карте и на появившуюся ссылку «Прогноз для этого места»
    Оценка погоды в малой авиации
  • Метеограммы Гидрометцентра: http://meteoinfo.ru/-cosmo-ru
  • Метеограммы на Огимете: если ввести всего одну точку вместо маршрута, то получаем картинку с погодой над нужной точкой в заданном нами временном интервале.

AUTOTAF

Прогнозы по собственной модели, основанной на GFS, предоставляет сайт meteocenter.asia. Этот сайт знает множество площадок России. Спасибо его автору Владимиру Бровкину (Corvus)! Пример для аэродрома Большое Грызлово: http://meteocenter.asia/?m=gcc&p=uudg

 

Подготовка к полёту

В полёте интернета обычно нет, и бывает, что приходится принимать решения уже в пути. Для этого я заранее делаю скриншоты всех важных для полёта картинок и данных, можно со сдвигом на несколько часов. Скачиваю прогноз в приложении WeatherTrack. Если появится интернет, можно обновить данные.

 

В заключение напомню, что при визуальных полётах запрещается летать в условиях плохой видимости или при низком нижнем крае. Помните о «178 секундах жизни» при попадании в облачность. Пессимистически оценивайте погоду и свои возможности. Не рискуйте. Если вы или ваш самолёт не готовы для ППП, или маршрут/инфраструктура не подходит для ППП, то расслабьтесь и дождитесь подходящей погоды на земле.

Приятных вам полётов!

Автор: Борис Тылевич, линейный пилот с большим опытом полётов в малой авиации, в том числе трансатлантических перелётов.

Комментарии (0)
Noavatar
Подпишитесь на новости проекта